«Словно стая стрижей наши души, взлетев в поднебесье, возвратятся с лучами весенних дождей». Эти строки на картуше памятного знака перечитываем мы вместе с его автором, заслуженным художником России, ярославским скульптором Еленой Пасхиной. «Стрижей» и сам бронзовый свиток с текстом, отлитые в Костроме, на университетской «Газели» только что привезли из мастерской художественного литья сюда, в ботанический сад, к месту установки памятника. Пасхина и архитектор проекта Илья Брандуков прикидывают, как всё будет смотреться в целом, успевая отвечать на наши вопросы.
– До сих пор переживаю сентябрьскую трагедию просто по-человечески, – говорит о своём замысле скульптор. – Как мать двоих сыновей, разделяю боль матерей, отцов, близких этих ребят, погибших в расцвете сил. Их души и кажутся мне стаей стремительных птиц, взлетающих в небо. Пережитые во время работы чувства я выразила и в пластике композиции, и, как сумела, в стихотворном девизе к ней, звучащем как бы от имени моих героев. Согласна с инициаторами проекта, спонсорами которого стали ветераны команды «Локомотив», что памятный знак в «саду плачущих деревьев» должен стать символом благодарности всем ушедшим, кто оставил возвышенный след в наших сердцах – мы постарались, чтобы «Стрижи» как можно вернее отвечали такому замыслу.
Заказ педуниверситета выполнили в короткие сроки, всего за месяц, с использованием самых современных технологий литейщики и формовщики мастерской художественного литья под руководством Владимира Мурзина. За то, что профессионалы они экстра-класса, говорит хотя бы такой факт: установленная на Елисейских полях в Париже бронзовая фигура великого модельера Пьера Кардена работы народного художника России Андрея Ковальчука – тоже «родом» из мастерской костромичей.
Рассматриваем «Стрижей» вблизи, только так и можно заметить то, что будет скрыто от зрителей после установки памятника – например, бронзовую «струю воздуха» от крыльев птиц. Она же служит антивандальным приспособлением. К этому стержню будет приварена вся композиция – на постаменте она надёжно крепится штифтами. Камень, к слову, где только не искали, а такой, чтобы подходил по габаритам и фактуре, нашли в городской черте Ярославля на окраине Брагина. Камушек ещё предстоит обработать, чтобы выглядел он рукотворным.
Установлен памятник в «саду плачущих деревьев», в окружении высаженных прошлой осенью с участием родственников хоккеистов ив, берёз, клёнов, вязов, рябин, яблонь декоративных пород с опущенными или закрученными вокруг ствола ветками. Каждое дерево – «с характером», какими были те, в чью память заложен сад.
– Саша как раз в этом году должен был заканчивать университет. Не раз говорил, что хочет стать тренером и что учёба в педуниверситете в этом ему поможет, – рассказала накануне открытия памятника мама хоккеиста Александра Галимова Елена Леонтьевна. – В свободное от игр и тренировок время сын любил повозиться с мальчишками, мастер-классы на дворовых площадках устраивал и в Ярославле, и в нашем Некрасовском районе, где мы живём... Такая беда на всю жизнь. Но теперь есть этот памятник и два дерева, одно, черешню, два года назад в саду «Моим учителям» Саша посадил сам, а другое, яблоньку, мы с мужем посадили прошлой осенью. Есть место, куда можно прийти, куда приведём мы внучку Кристину, когда подрастёт, чтобы поклониться в память о Саше. Спасибо всем, кто позаботился об этом.